Методическая копилка

13.04.2024 Лариса Владимировна 

Пластилинография в детском саду — техника, которая развивает мелкую моторику, воображение и создает благоприятный эмоциональный фон у дошкольников.

 Обучая детей  созданию пластилиновых картин, мы придерживаемся следующей методики.  Чтобы занятия пластилинографией приносили детям радость, в работе мы используем яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Обучение  проводится поэтапно: сначала мы научили надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии начали в порядке повышения уровня сложности: начинали с простых картинок, постепенно перешли к созданию более сложных. Создавая лепные  картины, мы знаком детей со свойствами пластилина (мягкий, твердый, пластичный, может принимать разную форму). Для получения нужного оттенка учим соединять пластилин различных цветов. Детям  интересно  узнавать и применять на практике два способа смешивания пластилина: первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. 

    Для того, чтобы ребятишкам было удобнее работать, а   композиции долгое время сохраняли  эстетический вид, мы придерживаемся следующих рекомендаций:

        во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон

        предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;

        устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

        покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

   В процессе обучения детей созданию картинок  из пластилина мы не ставим перед ними очень сложных задач, подкрепляя их уверенность в собственных силах, избегая переутомления. Поощряем даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

    Пластилинография открывает прекрасные возможности для создания совместных и коллективных работ. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. М

В рамках тематической недели, посвященной городу Ирбиту,  дети с помощью данной технологии смогли создать замечательные картины..









25.03.2024 Светлана Владимировна

ВЕСЕЛАЯ ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.
   Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых умение проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует также общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у школьника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно. При специальном обучении, основанном на поэтапном формировании умственных действий, успешно и довольно быстро формируются представление о словесном составе предложения и умение анализировать предложения.
        Нам в этом непростом деле помогает Технология «Словечки-человечки», или Веселая подготовка к обучению грамоте, автора Татьяны Владиславовны Башинской.
     ЦЕЛЬ технологии -  «подружить детей» со «словечками-человечками», в увлекательной игровой форме сформировать у них представление  о словах как о самостоятельных единицах речи, доступно объяснить, как связаны слова в предложении.
            Играя со «словечками -человечками» у детей сформировалось:
    - представление о внешнем виде текста, его структуре, четких границах предложения;
        - зрительное представление о слове, о коротких и длинных словах, о принципе раздельного написания слов в предложении;
     - навык анализа печатного текста: подсчет количества слов в предложении, выделение из текста предложений с заданным количеством слов;
        - умение воспринимать и анализировать предложение на слух: выделять слова из предложения, определять последовательность слов в предложении, подсчитывать их количество;
    - представление о членах предложения (не называя их) их особенностей, взаимосвязи;
        - способность понимать связь слов в предложении, выделять из предложения слова интонационно, по вопросам;
        - умение выделять из текста слова по символу, по характеристике (назовите слова, которые обозначаются таким «человечком», или назови только главные предметы);
    - первоначальный навык синтаксического разбора предложения, подбирая к каждому слову нужного «человечка», и составляя предложения с опорой на «человечков».
    

Совмещение символов - «человечков» с графическим изображение членов предложения, принятых в программе общеобразовательной школы, делает процесс обучения грамоте «осязаемым», интересным, образным, а знания, получаемые детьми, прочно запоминающимися и легко активизируемыми после длительного перерыва.
Обыграв в детстве веселые образы, при новой встрече с ними в школе дети будут свободнее ориентироваться в учебном материале.

26.10.2023 Светлана Владимировна

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Со старшей группы детского сада мы с детьми начали знакомство со звуковым анализом слова, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Этот процесс важен потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.

Консультация "Что такое звуковой анализ слов?"

26.03.2023 Светлана Владимировна

Древняя письменность или мнемотехника


После экскурсии в музей, где ребята попробовали писать буквы и слова на камне, бересте и воске, мы с детьми представили  себя еще более древними людьми. И решили написать рассказ о прошедших событиях рисунками, как делали наши далекие предки, которые еще не знали грамоты. В этом нам помогла мнемотехника. Этот прием нам помог не только зарисовать, но и запомнить наш рассказ.







15.02.2023 Лариса Владимировна

Учитывая возрастные особенности, которые предполагают творчество, экспериментирование, игру и продуктивные виды деятельности, технология работы на прозрачных мольбертах имеет высокую эффективность и применимость в практической работе.
 Она способствует достижению развивающих, коррекционных и терапевтических задач в работе с ОВЗ. 
       Прозрачный мольберт – удобное, многофункциональное специальное пособие, которое позволяет особому ребенку увидеть результат своей работы в сотрудничестве с другим человеком (педагог, родитель, другой ребенок). Использование прозрачного мольберта направлено на развитие мелкой моторики, координации движений, воображения, формирование у детей в доступной форме навыков творческой деятельности.

 






10.01.2023 Лариса Владимировна

Лого-робот Bee-Bot «Умная пчела» как помощник педагога в образовательной деятельности 

Мини-робот Bee-bot (или Умная Пчелка) предназначен для формирования основ начального программирования у воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста (хотя фрагментарно может использоваться и с малышами 3-4 лет).

Что такое УМНАЯ ПЧЕЛА? Это программируемый напольный мини-робот, с помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая лого-роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).

Содержание игровой детской деятельности с Умной Пчелкой: игры с элементами программирования; игры, обучающие структурированию; игры на развитие воображения и установление причинно-следственных связей. Может использоваться в познавательном и речевом развитии дошкольников.

Основные преимущества:

·         память на 40 шагов;

·         маленькая и прочная конструкция;

·         простые и понятные инструкции;

·         изучение причин и следствий;

·         учит детей определять последовательность своих действий и контролировать их;

·         подтверждает принятие инструкций, подмигивая глазами и издавая звуки (издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игру ярче).

·         Хотите и вы познакомиться с Умной Пчелкой? «Жила-была пчелка, и звали ее Полосатик... Однажды она решилась и улетела из своего домика-улья. Во время путешествия, преодолевая различные опасности, Полосатик увидела и узнала много интересного. А сегодня пчелка прилетела в гости к нам».

·         Работа с умной пчелой начинается всегда с команды «очистить» (Х). Одна клеточка – это один шаг (стрелочка вперед), сколько нам нужно шагов – столько раз мы нажимаем стрелочку «вперед». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево» и стрелочку «вперед». При использовании кнопок «налево» и «направо» пчёлка не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Это обстоятельство следует учитывать при составлении программы действий для робота. Также есть кнопка «пауза» ( || ), продолжительность которой 1 секунда (возможно задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой). После того как мы задали нужную программу, нажимаем «ГОУ» («Go», старт). А когда мы приедем туда, куда нам нужно, мы должны нажать на «сброс» (Х), иначе наша пчелка запомнит и старую программу, и новую.

Пчелок также можно «одевать» в, например, бумажные «костюмы» различных героев и животных, таким образом используя в театрализованной деятельности; возможно использование в качестве настольной игры (с костями) и т.п.

Перед началом работы с лого-роботом необходимо:

1.     1.    Проверить заряд Би-Бота.

2.     2.    Подготовить игровую площадку: она должна быть достаточной площади и иметь ровную, без трещин и бугорков, поверхность.

3.     3.    Расположить коврик таким образом, чтобы всем игрокам было удобно разместиться вокруг него.

4.     4.    Разложить используемые в игре карточки на нужных секторах игрового коврика.

5.     5.    Выбрать по жребию (или считалочке) игрока, который начнет игру.

 

Помните! Если у ребенка не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут и (возможно, даже с небольшой помощью сверстников) получить ситуацию успеха!

В процессе игры с умной пчелой у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать, а также развитие навыков установления причинно-следственных связей. Создавая программы для робота «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

 


20.05.2022 Светлана Владимировна

МЕТОДИКА «СЛОВЕЧКИ-ЧЕЛОВЕЧКИ»

или Веселая подготовка к обучению грамоте


- это коррекционно-развивающая система занятий, максимально-совместившая в себе требования программы по развитию и обучению дошкольников с ОНР и программы по изучению членов предложения в общеобразовательной школе.

Данная методика помогает «подружить» детей со «словечками-человечками» в увлекательной игровой форме сформировать у них представление о словах как и «живых» самостоятельных единицах речи, доступно объяснить, как связаны слова в предложении.

Основные направления данной системы:

- формировать зрительно-пространственные представления о тексте, предложении, слове;

- развивать зрительное восприятие, расширять зрительный диапазон;

- формировать начальные костно-мышечные (кинестетические) представления о письме;

- формировать начальные проприоцептивные (кинетические) представления о письме;

- координировать речь с движением;

- формировать представления о физиологии речи: правильном дыхании, плавности выдоха, паузах;

- развивать слуховое восприятие;

- формировать стойкие, многогранные представления о словах-предметах, словах-действиях и словах-признаках;

- формировать пространственно-временные представления (последовательность построения высказывания, схематического предложения);

- формировать представления о связи слов в предложении;

- обогащать словарь.

Совмещение символов – «человечков» с графическим обозначением членов предложения, принятых в программе общеобразовательной школы, делает процесс обучения грамоте «осязаемым», интересным, образным а знания, полученные детьми, прочно запоминаются и легко активизируются после длительного перерыва.



16.05.2022 Лариса Владимировна

Что такое «Кубик Блума?»

 

Одним из самых популярных приемов для развития критического мышления считается «Кубик Блума», который был создан известным американским ученым и психологом-педагогом Бенджамином Блумом.

Главная цель использования приема заключается в закреплении материала, умении анализировать полученные знания и использовать их на практике. С помощью такого метода ученики научатся самостоятельно решать вопросе, опираясь на получении знания и развивать логическое и творческое мышление.

Кубик Блума представляет собой обычный кортонный кубик, на гранях которого написаны определенные вопросы: назови, объясни, почему, придумай, поделись и предложи. Эти опорные фразы, которые позволяют сориентироваться ребенку для формулирования правильного ответа.

Назови- самый простой вопрос, предусматривающий назвать предмет, название, срок, формулу, событие или иную общую информацию.

Объясни - позволяет аргументировано выразить свою точку зрения по данному вопросу, рассматривая его с разных сторон.

Почему - позволяет определить причинно-следственные связи определенного процесса, и проверить уровень понимания ребенком взаимосвязи между определенными явлениями.

Придумай - творческое вопрос, что предполагает формулирование выдумки или предположения относительно предмета обсуждения.

Поделись - предполагает выражение собственного эмоционального отношения к предмету обсуждения.

Предложи - предоставляет возможность ученику предложить собственный вариант практического применения тех или иных знаний.

 Варианты кубиков:





29.03.2022г. Светлана Владимировна

Использование метода «сторителлинг» и «конверт – доска» на занятиях по развитию речи



Методический материал для педсовета

Тема: «Модель трех вопросов»

Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

1.                   Что мы знаем?

2.                   Что мы хотим узнать?

3.                   Как узнаем об этом?

Сам процесс деятельности состоит из четырех этапов:

1.                   Выбор темы.

2.                   Планирование.

3.                   Реализация проекта.

4.                   Завершение проекта с дальнейшей презентацией.

Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми.

С чего начинается работа? В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта: план, дело, анализ.

1.                   План — это утренний групповой сбор.

2.                   Дело — это работа в центрах активности.

3.                   Анализ— это ежедневный небольшой итоговый сбор.

Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, педагог начинает работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора.

Утренний сбор — это разговор на вольную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию.

Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов:

1-й этап — выбор темы

Исходя из опыта работы по данной образовательной технологии, выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности.

Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей, воспитатель — инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

2-й этап — планирование

Воспитатель помогает в решении задачи, используя модель трех вопросов, а также используя метод составления «Паутинки», в которой отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта в соответствии с возрастом детей. Воспитатель задает вопросы, инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.

По мере того, как дети отвечают на вопрос, задача воспитателя — зафиксировать их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена. Для этого также можно привлечь помощника воспитателя или приглашенного родителя. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о..???» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» Можно заранее придумать с детьми символы сбора информации в картинках или использовать картинки с изображением методов по образовательной технологии «Методика проведения исследований в детском саду» А. И. Савенкова, в которой представлены основные методы исследования с детьми: подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент. Важно отметить, что наряду с изображением методов необходимо указывать название каждого метода на картинке с его иллюстрацией.

Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.

3-й этап — реализация проекта

Следующим шагом перед реализацией проекта является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду. Воспитатель обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители.

В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки. Педагог организовывает деятельность детей в центрах активности (Центр литературы, Центр математики и манипулятивных игр, Центр песка и воды, Центр сюжетно-ролевой игры, Центр строительства, Центр кулинарии, Центр науки, Центр искусств и т. д., названия, количество и содержание центров активности могут варьироваться), направляет и контролирует осуществление проекта, то есть выступает как организатор, помощник, но не лишает детей самостоятельности.

Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать. Таблица — «Паутинка» с видами запланированной деятельности всегда доступна ребенку, с ней знакомятся родители, специалисты детского сада, оказывая необходимую помощь.

И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта

Его можно рассматривать как основу для дальнейших действий. Здесь можно использовать авторский метод ПИН Розы Хачатрян (что в ходе реализации проекта узнали полезного, интересного, нового). Ответы можно зафиксировать в таблице, анализ которой позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Завершив проект и его рефлексию, педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Дети представляют зрителям или экспертам конечный продукт деятельности.

Работа по основной образовательной программе и использование в ней образовательной технологии «Модель трех вопросов» предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности каждого ребенка.

Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:

1.                   Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.

2.                   Поддерживать интерес к работе в центрах активности.

3.                   Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

4.                   Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.

Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» в условиях внедрения ФГОС актуальна, эффективна, интересна и обладает огромным потенциалом. Данная технология отвечает назначению федерального государственного образовательного.


05.12.21 Лариса Владимировна


Использование «Доски выбора» для развития инициативности и

самостоятельности детей.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности.

Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Развитие инициативы и самостоятельности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Проблемы развития инициативы и самостоятельности у младших дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.

Вместе с тем, развитая инициатива и самостоятельность обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременное развитие самостоятельности у младших дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам Развитие инициативы и самостоятельности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности.

Но, к сожалению, большинство взрослых в сензитивный период развития самостоятельности подавляют инициативу детей, в результате чего у детей возникают сложности в самообслуживании, инициативности и относительной независимости ребенка. С каждым годом число несамостоятельных младших дошкольников неуклонно растет. Вместе с тем, в практике работы ДОУ педагоги испытывают трудности в развитии самостоятельности у младших дошкольников: не знают специфики работы по развитию самостоятельности, затрудняются в выборе форм, методов и приемов развития у детей инициативности. Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития инициативы и самостоятельности. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие физических и психических качеств личности. Фундамент самостоятельности закладывается с приобретением некоторой автономии и осознания ребенком себя как личности. Как указывал А. Н. Леонтьев, дошкольное детство является периодом «первоначального фактического складывания личности».

Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки. Для проявления самостоятельности ребенок должен обладать рядом необходимых знаний, умений и навыков, а также, безусловно, соответствующей мотивацией.

Леонтьев А. Н. считает, что самостоятельность развивается в основных видах деятельности, свойственных для дошкольника, как познавательная и игровая деятельности, деятельность общения, элементарная трудовая деятельность. Поэтому на первый план перед педагогом выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в процессе воспитания и обучения которого дети должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Существует очень много форм работы по поддержки детской инициативы и самостоятельности, одной из них является «Доска выбора».

Что такое «Доска выбора»

«Доска выбора» - технология голландской системы личностно-ориентированного образования. которая предполагает развитие активности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, позволяющей в конечном итоге ребенку самостоятельно принять решение и выбрать сферу деятельности. Задача воспитателя не навязывать ребенку свое мнение, а организовать групповое пространства, произведя зонирование по интересам детей.

Следующим шаг педагога будет распределение предметно - пространственных зон на центры активности и наполнение этих центров разнообразным развивающим материалом для самостоятельного развития ребенка: формирования у детей умения выбирать вид занятий, планировать свою деятельность и самим анализировать ее. Использование данной технологии позволяет педагогу вести наблюдение за самостоятельностью выбора детей, фиксируя творческую инициативу, инициативу как целеполагание и волевое усилие, коммуникативную инициативу и познавательную инициативу. Детская инициатива выражается не в желании дошкольника оказать помощь педагогу в каком либо деле, а когда ребѐнок становится значимым потому что он придумал что-то самостоятельно и это стало нужным другим; когда он сам «придумщик» (инициатор) и реализатор замысла становящийся субъектом социальных отношений. Ребѐнок, проявляющий инициативу, самостоятельно находит себе занятие, организуя игру или занимаясь каким либо видом творческой деятельности или находя себе «партнѐра» по общению, то есть это ребѐнок умеющий выбирает себе дело по интересу и умеющий привлечь в это дело других. Согласно дошкольной психологии, связана такая деятельность с проявлением интереса, то есть познавательной активности (любознательности, изобретательности). По сферам инициативность, разделена на: творческую, коммуникативную, целеполагания и волевого усилия, познавательную.

Основным фактором становления самостоятельности ребенка считается понимание им положения действий в соответствии с правилами и места личной инициативы. Соответственно организуя развивающую среду ДОО, необходимо квалифицированное соединение, включение ситуаций различной направленности, их вариативность в навыках дошкольников. Реализуя данную технологию, педагог условно(или закрепляя карточками-картинками) может распределить всю группу на несколько центров:

центр науки и математики;

центр конструирования;

центр художественно-эстетической деятельности;

центр театрализованной деятельности;

центр сюжетно-ролевой игры;

речевой центр;

двигательный центр;

центр музыки.

Воспитатель определяет количество детей, которые могут находится одновременно в определенном центре (все зависит от того какая по площади эта зона), Количество играющих или находящихся в центре детей может быть отражено на «Доске выбора» с помощью кармашков, фишек, цифр, лучей, лепестков или какого-то иного условного обозначения. В таком случае под пиктограммой одного центра будут находиться три кармана, под другим – пять и т.д.

Изготовить «Доску выбора» самостоятельно сможет каждый педагог. Это может быть мольберт (схематично разделѐнный по зонам или центрам магнитная доска, пластиковый стенд, дверь, стенка шкафа или ширма. Для оформления «доски» необходимо вместе с детьми выбрать пиктограммы для условного обозначения центров в группе. Дизайн может быть разнообразным и может соответствовать названию вашей группе. Например, если ваша группа под названием «Бусинки», то в каждой бусинке можно поместить картинку с изображением пиктограммы центра, а под ней необходимое количество кармашков, соответствующих количеству играющих (количество детей оговаривается правилами группы).

Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок: для детей младшего возраста могут быть фотографии самого ребенка и картинки, а для старшего цифры, фишки. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» (обычно это бывает утром, после завтрака), дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем например такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?», «Какой материал тебе для этого понадобится?», «С кем бы ты хотел этим заниматься?».

Если дошкольники уже были знакомы с «Доской выбора» в средней или старшей группах, то в подготовительной им уже не нужны детальные обсуждения, они просто выбирают то, чем хотят заниматься. А вот в самом начале работы с «Доской выбора» воспитатель может задавать разные вопросы, которые помогут детям определить свой выбор. Например: «Какой мяч тебе нужен для игры – синий или красный?»; «Ты хочешь рисовать красками или карандашами?». После беседы педагог определяет время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 15 минут), и договаривается с дошкольниками о том, что они заканчивают игру сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка). В подготовительной группе для этой цели можно использовать песочные часы.

По окончании работы дети снова собираются в кружок для анализа результатов своей деятельности. И воспитатель спрашивает: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?» обсудив, детям предлагается поменять центры при помощи «значков».

Создаваемая ситуация выбора — это спроектированная педагогом деятельность, когда детям предоставляется возможность (для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля поведения) отдавать свое предпочтение одному из видов деятельности в свободное время. Ситуация выбора позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает успешное влияние на развитие его личностных качеств (активности, инициативности, самостоятельности).

Действенна будет «Доска лишь тогда, когда развивающая предметно- пространственная среда группы будет наполнена всем необходимым (многообразие материалов). Само использование данного пособия помогает организовать самостоятельную деятельность, дает возможность ребятам развить навыки самостоятельности, планирования своей деятельности, умения договариваться, быть бесконфликтным, быть значимым и верящим в себя и свой успех.

 

05.12.21. Лариса Владимировна

 «Утренний» и «Вечерний» круг в детском саду.

 

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).

Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Задачи:

• сплочение детского коллектива;

• формирование умения слушать и понимать друг друга;

• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

• обсуждение планов на день, неделю, месяц;

• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично. 

Организация «Утреннего круга»

 

Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

С учетом этого основными задачами «Утреннего круга» являются:

1. Создание эмоционального настроя на весь день;

2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние);

3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)

Проводиться в форме развивающего общения (диалога).

 

Структура «Утреннего круга»:

 

1. Приветствие или «Минутка вхождения в день»

2. «Новости дня»: обмен информацией.

3. Дыхательная и пальчиковая гимнастика.

4. Игра по теме периода.

5. Планирование или календарь дел.

 

Пример проведения «Утреннего круга»

 

1.Приветствие. Минутка вхождения в день

Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя на стульях или стоя).

Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему. Рассмотрим несколько примеров проведения «Утреннего круга». Например:

-Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые имена. Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?

Встань скорее,

Раз, два, три!

Свое имя назови!

(участники называют свои имена и становятся в круг, все здороваются и повторяют имя).

У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было очень приятно повторить их.

А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому?

Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами… Замечательно!

-Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!

-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)

-Я согласна с вами: круг сближает, объединяет людей. Все равны, каждый часть целого.

-А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

2. «Новости дня» Обмен информацией.

Представьте, что я корреспондент детского журнала «Добрые детки» (можно использовать микрофон). По очереди обращайтесь к каждому, задавайте вопросы.

Следующий момент Утреннего круга -

3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, выдохните из себя свежесть и красоту белого снега. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте злобу, выдохните из себя тепло солнечных лучей. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте беспокойство, выдохните из себя чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

4. Игра по теме периода или проекта.

Практикуются такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться, при этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе. Игра по правилам периода.

5.Планирование или календарь дел.

(Совместное планирование деятельности на текущий день)

Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, далее выбор карточки изображающей занятие и работы в центрах активности.

Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность.

Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей и для взрослых

Организация «Вечернего круга»

Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи:

• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).

• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).

• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

•Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).

• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.

Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».

Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени). Поставить в центр круга свечу, фонарик. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:

• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

• Какая часть суток сейчас?

• Что вы делаете в это время в детском саду?

• Что делают в это время ваши близкие?

• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?

• Как выполнили свою работу?

• Какие новые слова узнали?

• Составление рассказов по опорным словам.

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.

Пример проведения «Вечернего круга» на практике.

Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним «прилетает» красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.

Педагогам предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю, с учетом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».



18.05.2021. Лариса Владимировна

Продолжаем развивать речь!

«Карты историй» - это скорее игра -развлечение. Два в одном. Даже три: почитать сказки, самим их придумать и поиграть с друзьями весело и задорно! «Карты историй», подготовленные совместно с родителями  развивают воображение, способствуют грамотному составлению рассказа. Подготавливают ребенка к самостоятельному и последовательному изложению событий. Развивают речь.

Рассказы полезно составлять как по предметным картинкам, так и по сюжетным. При составлении рассказа по сюжетным картинкам особую сложность представляет необходимость не только описывать действующих персонажей, но и объяснять, что происходит, используя элементы описания или рассуждения. Ребёнку предстоит научиться передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом он на практике освоит методику построения рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Если поначалу взрослый сам демонстрирует картинки из серии в нужной последовательности и помогает малышу составить по ним связный рассказ, то в дальнейшем ребёнок научится раскладывать картинки по порядку без посторонней помощи. Это важный этап в развитии логического мышления

13.05.2021г.
Светлана Владимировна

Развитие связной речи и мнемотехника

    Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи.
    На занятиях по развитию речи дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из жизни. Основными факторами, облегчающими процесс становления связной речи является наглядность и создание плана высказывания. Поэтому на занятиях дети обучаются приемам мнемотехники.


Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. 

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.


Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. 
 Совместно с логопедом дети составили рассказ о вчерашнем походе в город, придумали и зарисовали значки, затем каждый озвучил рассказ, опираясь на нарисованный план. 





Техника сторителлинг в педагогической практике

Развитие речи тема актуальна несомненно, поэтому задачей каждого педагога является выбор оптимальных путей, методов, форм, технологий, которые направлены на развитие личности  ребенка.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй».Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Совместно с родителями были изготовлены "Карты историй!.

 Составление рассказов по сюжетным картинкам. 

Сюжеты и количество изображений подбирались исходя из возраста и уровня развития детей. Этот способ сочинительства проще, чем по картам Проппа, так как персонажа и ситуацию не нужно придумывать, это уже сделал автор изображений. Но сочиняя таким образом, всё равно есть некая вариативность историй, ведь каждый ребёнок наделяет персонажа качествами, чувствами, переживаниями и по-своему интерпретирует изображения.







Добрый день, уважаемые коллеги!

На протяжении многих лет наша деятельность направлена не только на освоение образовательной программы, но и  на экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста через разные формы, методы и технологии: 

- экологические сказки;

- экологические агитбригады;

-экологические проекты;

- создание экологической тропы. 

    

Но, при реализации данного направления, возникла проблема, что наши воспитанники в соответствии с требованиями СанПиНа лишены полноценного взаимодействия с живой природой в детском саду.

Возникает вопрос: как в таких условиях формировать экологичное поведение ребенка, не оторванное от его экологических знаний и представлений, а другими словами, его экологическую компетенцию? Какая форма работы или технология обеспечили бы взаимодействие воспитанников с природой и учили бы правильно с ней обращаться.

Решая эту проблему, мы изучили и внедрили в свою педагогическую практику кейс-технологию, опытом применения которой сейчас с вами поделимся.


Кейс-технология(или, как ее еще называют «кейс-стади»)- это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.

Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации?


Кейс не предлагает проблему в открытом виде, необходимо вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. Данная технология позволяет оценить не объем информации, которую усвоил ребенок, а его готовность к практической деятельности через актуализацию полученных знаний. 


Внедряя кейс-технологию в образовательный процесс, мы опирались на следующий алгоритм деятельности:

Первый этап: подготовительный.

Организуя детей на работу по кейсам,делим ихна подгруппы для более эффективного результата детской деятельности.

Начинаем знакомить детей с ситуацией (фотографией, иллюстрацией).

Например, при работе с кейсом «Куда пропала божья коровка?» фиксировали внимание детей с помощью серии фотографий, на которых смоделирована ситуация.Также создавали положительное отношение к данной ситуации.

На этом этапе выбираем с детьми модератора и шкипера.«Модератор» координирует работу в группе, «шкипер» – представляет проект на общее обсуждение.

На втором этапе, дети совместно с нами выделяют проблему – почему пропала божья коровка, определяют целевую установку – нужно бережноотноситься к насекомым.

Мы выступаем партнёром и координатором всей деятельности – направляем детей на выдвижение проблемы и участвуем в диалоге с детьми, где они выдвигают свои предположения. Также важную роль на этом этапе играет и модератор – в младшем и среднем дошкольном возрасте модератором выступает педагог, в старшем дошкольном – ребенок.

На третьем этапе,наша роль – поддерживать эмоциональный опыт детей, мы стараемся активизировать детей при помощи ключевых вопросов



        Четвертый этап: (анализ принятия решения), мы вовлекаем детей в процесс составления плана действий – что нужно сделать, чтобы божья коровка не пропала и ей было комфортно в окружающей среде. Ребята на этом этапе демонстрируют умения логически рассуждать.Мы выполняем роль  слушателей и ни как не подавляем детскую инициативу, даже если ребенок выдвигает неправильные предположения


 На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания – «Как бы я поступил в данной ситуации?».

Мы подводим к выбору правильного решения – что божью коровку нельзя приносить домой или помещать в баночку для наблюдений, а изучать её лучшев природе (естественной для нее среде).

Так, формируя экологическую компетенцию дошкольников, мы использовали следующие виды кейсов:

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

Также мы применяем:

2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

При этом полноправными участниками образовательного процесса и активными сотворцами в решении проблемных ситуаций становились и родители.

Родители вместе с детьми готовили материалы для кейсов («За чистоту родного края, или что могут несколько человек»), которые мы потом разбирали и решали в группе.

Работа с применением кейс-технологии позволила нам направить деятельность на достижение следующих результатов воспитанников:

• научились получать необходимую информацию в общении со сверстником, с взрослым;

• соотносят свои устремления с интересами других;

Как показали результаты работы, технология «кейс-стади» является одним из продуктивных инструментов формирования экологической компетенции воспитанников. В ее структуру успешно встраиваются многие современные интерактивные технологии, способствующие реализации компетентностного подхода. 

Как говорится в новой народной мудрости «Умный учится на чужих ошибках, а очень умный на кейсах».



Лэпбук – это новейшее изобретение для развития ребенка. В переводе с английского языка означает «наколенная книга». Приспособление активно внедряют в учебный процесс для дошкольников и младших школьников.

В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал.

Были изготовлены лепбуки по темам  «Зима», «Животные», где в игровой форме дети закрепляют полученные знания.




















Лэпбук "Заведи моторрр"активно использует учитель-логопед для автоматизации звуков, например звука Р.




тренируем руку 






Что такое  ПРОЗРАЧНЫЙ МОЛЬБЕРТ?

«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» Л.С. Выготский 
         Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование. 
         Помимо роста количества детей с ОВЗ в детских садах, ужесточаются требования психолого-медико-педагогической комиссии в определении статуса ребенка. Ввиду изменения государственных стандартов образования в работе с детьми в рамках дошкольного образования назрела необходимость внедрения новых методов, технологий и форм взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и развития.  Одной из таких форм является работа на вертикальных прозрачных мольбертах.
          Учитывая возрастные особенности, которые предполагают творчество, экспериментирование, игру и продуктивные виды деятельности, технология работы на прозрачных мольбертах имеет высокую эффективность и применимость в практической работе.    Она способствует достижению развивающих, коррекционных и терапевтических задач в работе с ОВЗ. 
       Прозрачный мольберт – удобное, многофункциональное специальное пособие, которое позволяет особому ребенку увидеть результат своей работы в сотрудничестве с другим человеком (педагог, родитель, другой ребенок). Использование прозрачного мольберта направлено на развитие мелкой моторики, координации движений, воображения, формирование у детей в доступной форме навыков творческой деятельности.

 Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта» 

  •  Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки. 
  • Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.  
  • Обязательна глазодвигательная гимнастика для снятия напряжения. 
  •  Совместное рисование - это всегда общение взрослого и ребѐнка.
  •  В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки. 
  •  Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения. Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.
 
Правила для педагога: 
  • Детей можно пригласить столько, сколько может охватить вниманием педагог (все должны быть под вниманием) 
  •  У ребенка всегда должен быть выбор материалов (для формирования умения принимать решение самостоятельно) 
  •  Педагог должен быть мотиватором, поддерживать интерес к творчеству (через подбадривание, через проясняющие вопросы: …правильно ли я догадываюсь, что здесь слон?) 
  •  Избегать необоснованного прерывания деятельности (активности) ребенка. 
  •  Если приходится прервать, то нужно стремиться завершить занятие на эмоционально положительной волне. 
  •  Высший пилотаж работы педагога, когда дети сами принимают решение что и чем рисовать (студийная работа) 
Правила для детей (можно использовать знаками, стихами)
1.Рисовать можно только с разрешения педагога (сигнал);
 2. Если ты попал кисточкой в синюю краску, то прежде чем окунуть ее в красную, нужно тщательно вымыть кисть;
 3. С кисточкой нельзя перемещаться по комнате;
 4. Если ты пролил, то нужно обратиться к педагогу и вместе все убрать; 
5. Если вы работаете с друзьями, нельзя толкаться и ругаться; 
6. По окончании работы необходимо привести мольберт и рабочее место в порядок.
 Алгоритм занятия 
1. Ритуал приветствия 
2. Разминка - снятие напряжения, включение в занятие -пальчиковая гимнастика (ежики, су-джок, счетные палочки и т д) 
3. Основная часть (на мольберте) -знакомство - введение правил работы на мольберте - игры на решение поставленной задачи
 4. Рефлексия
 5. Уборка 
6. Ритуал прощания 
           При работе на мольберте отмечается динамика в развитии детей; преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся активными, снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и в своих возможностях. Мольберт дает возможности работы с разными материалами и оказывает дополнительную помощь в работе с детьми с ОВЗ. Содержание материалов убедительно демонстрируют, что методические материалы послужат улучшению качества образования и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, что позволит более эффективно осуществлять сопровождение детей с ОВЗ.



















 

 

 

 







Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат)
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Достоинствами Су-Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
«Зайки на лужайке»
 
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец
«Медведи»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.    
  «Капустка»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
Мы капустку рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)
Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик)
Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)
«Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
На большом диване в ряд (поочередно катаем шарик к каждому
пальчику, начиная с большого)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять (надавливаем шариком на кончики пальцев)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.



Комментариев нет:

Отправить комментарий