Технология "Блоки Дьеныша"

10.02. 2024 Лариса Владимировна


Игры с тремя обручами

Если вы хотите развить в своих детях логическое мышление, умение анализировать, классифицировать и обобщать, то в этом вам помогут блоки Дьенеша.Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий которые обеспечивают развитие логического мышления. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьеныша.

Игры с тремя обручами

Нужно разложить фигуры таким образом, чтобы были задействованы все пересекающиеся области обручей. Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.






22.23.2023 Лариса Владимировна 

В рамках дня открытых дверей, с детьми и родителями было проведено занятие с «Блоками Дьеныша».  Такие мероприятия способствуют повышению педагогической грамотности родителей. Помогают родителям овладеть необходимыми приемами работы с блоками Дьенеша, которые, в свою очередь позволят им решать вопросы развития у детей умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства, а также воспитывают дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.



18.01.2023 Лариса Владимировна

Что такое "Блоки Дьеныша? "

Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, математической подготовки.

 В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем, автором игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации, ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина), запоминать и обобщать. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет.

Занятия с дидактическим материалом «Блоки Дьенеша» проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста. Выделяют такие стадии развития математических способностей:  Ознакомительный этап - свободная игра. Цель – научить ребенка решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией. Далее, двигаясь от простых заданий к более сложным, получим следующий нарастающий ряд дидактических задач:

  • Учим детей видеть различные свойства предметов;
  • По выявленным свойствам учим сравнивать различные предметы;
  • После того как логическая операция сравнения освоена, переходим к обобщениям и классификациям разного рода;
  • Знакомимся с языком символов, осваиваем принципы работы простейших логически операций.
  • Игра "Рассели жильцов"





    Игра с двумя обручами
  •  В процессе игры с двумя обручами решается задача классификации блоков по двум свойствам.





16.12.21. Лариса Владимировна

«Игра с тремя обручами»

 В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трём свойствам.

 Ведущий кладёт на пол три разноцветных (красный, синий, жёлтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.

После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие.

После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов:

Ø Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?

Ø Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча?

Ø Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча?

Ø Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча?

Ø Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча?

Ø Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча?

Ø Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча?

Ø Какие блоки лежат вне всех трёх обручей?

В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте не требуют особой подготовки, необходимо только подготовить специальные карточки для совместной и индивидуальной работы.



20.05.21.Лариса Владимировна 

Занятие с Блоками Дьеныша

https://youtu.be/ims5fPrF-0E

Блоки Дьеныша01.04.2021

«Игра с двумя обручами»

         На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.

          Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей.

         Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча — все красные.

         На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.

        После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса: Какие блоки лежат внутри обоих обручей? Внутри синего, но вне красного обруча? Внутри красного, но вне синего? Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств — формы и цвета.





Игры на развитие внимания "Собери по схеме"










Игра "Засели жильцов в домик" 

Развивающая игра очень увлекательна и дети могут в неё играть целыми компаниями, а потом проверять друг друга. В каждой квартире нужно поселить жильца, опираясь на его признаки (цвет, форму, размер и толщину). Домики разработаны для детей с разным уровнем подготовленности, где необходимо учитывать 2-4 признака, использовать отрицания.

Цель: учить различать и называть свойства предмета, оперировать сразу четырьмя свойствами.

Задачи игры:

Обрaзовательные

1. Закрeпить представление о свoйствах геометрических фигyр (цвет, форма, размер).

2. Расширить словaрный запас детeй, связную речь и граматический строй речи в процессе игровой деятельности.

3. Сравнениe групп предметов.

Воспитательные

1. Воспитывaть у детей потребнoсть умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

2. Воспитывать стрeмление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желаниe прийти на помощь сверстнику.

Развивающие

1. Формировать у детей основные лoгические oперации: анализ, синтез, сравнение, обoбщение, классификaция, системaтизация, смысловое соответствие, ограничение.

2. Развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

3. Развивaть эмоциональный интерес к деятельности и пoзитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.4. Развивать внимание, память детей, наглядно – образное мышление












Что такое "Блоки Дьеныша? "

Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, математической подготовки.

 В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем, автором игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации, ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина), запоминать и обобщать. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет.

Занятия с дидактическим материалом «Блоки Дьенеша» проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста. Выделяют такие стадии развития математических способностей:  Ознакомительный этап - свободная игра. Цель – научить ребенка решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией. Далее, двигаясь от простых заданий к более сложным, получим следующий нарастающий ряд дидактических задач:

  • Учим детей видеть различные свойства предметов;
  • По выявленным свойствам учим сравнивать различные предметы;
  • После того как логическая операция сравнения освоена, переходим к обобщениям и классификациям разного рода;
  • Знакомимся с языком символов, осваиваем принципы работы простейших логически операций.
  • Первое знакомство с блоками:




Комментариев нет:

Отправить комментарий