Советы логопеда

Значение мелкой моторики в развитии речи ребенка
дошкольного возраста
 
«Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
 
    Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
    К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
    С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
    Развивая моторику, мы создаём предпосылки и для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, мышления, памяти, внимания, восприятия.
    При выполнении упражнений для мелкой моторики дети учатся делать четкие, координированные движения пальчиками, вырабатывается умение ими управлять, произвольно изменять их положение. Научившись управлять своими пальчиками, ребёнку проще владеть языком, ставить его в нужное положение при произнесении звуков.
    Развитие мелкой моторики подготавливает руку ребёнка к письму. Хорошо писать помогают точные, правильные движения кисти, пальцев рук. Если есть нарушения мелкой моторики (малыш не может застегивать пуговицы, не умеет завязывать шнурки, не получаются аппликации, силуэты в рисунках угловатые, корявые), то и буквы будут выглядеть неаккуратно. Пальчиковые упражнения – главная предпосылка красивого письма.
        Игры и упражнения для развития мелкой моторики
- Массаж рук
- Пальчиковая гимнастика
- Графические упражнения
- Предметная деятельность:
· Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком
· Использовать разнообразные конструкторы
· Собирать пазлы
· Изготавливать поделки из различных материалов
· Надевать на кисти рук и пальцы предметы и снимать их
· Использовать мозаику
· Нанизывать бусины на шнурок
· Шнуровать
· Завязывать и развязывать узелки, бантики, косички
· Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии
· Отстегивать и пристегивать прищепки
· Играть на детском пианино
· Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок
· Выкладывать фигуры из палочек
· Запускать пальцами волчки
· Показывать театр на пальчиках

Уважаемые родители!

Большую роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артику­ляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необхо­димо ежедневно по несколько минут.

Выполняются артикуляционные упражнения как сидя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно уве­личивается.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упраж­нений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями (упражнения выполняют­ся от 5 до 10 раз).

Как правильно выполнять упражнения вы сможете узнать, посмотрев наше видео: Артикуляционная гимнастика


Уважаемые родители!

Предлагаю вам ознакомиться с несколькими организационными вопросами

1.  Отличие речевой группы от логопункта:

 ·  В речевую группу дети зачисляются только по решению городской ПМПК, на логопункт  - учителем-логопедом детского учреждения в порядке очереди.

· В речевой группе логопед в течение учебного года занимается с 10-12 детьми одной возрастной группы, а на логопункте с 20-25 детьми старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группа).

· В речевой группе срок обучения не менее 2-х лет, а на логопункте – от 3 до 8 мес. (в зависимости от речевого нарушения).

·  В логопедической группе воспитатель в течение рабочего дня закрепляет речевые навыки у детей по заданию учителя-логопеда, а  в условиях логопункта - помощниками являются только родители!

Но, несмотря на  условия, созданные для развития речи детей в речевой группе, эффективность коррекционной работы по исправлению нарушений речи зависит от регулярных, систематических, совместных усилий логопеда и семьи!

С 1 по 20 сентября проходит логопедическое обследование детей.

После 20 сентября Вы можете узнать о результатах обследования Вашего ребенка. Возникшие вопросы можно решить на индивидуальной консультации.

 День консультаций учителя-логопеда:

Вторник, пятница - 17.00-17.30 по предварительной записи.

Для закрепления пройденного материала дома, ребенку, зачисленному в логопедическую группу, потребуется индивидуальная тетрадь в клетку 48-80 листов.

Просьба: тетрадь с выполненными рекомендациями приносить каждый понедельник, брать домой в пятницу.

Заниматься  с ребенком дома нужно ежедневно вечером, а в выходные и праздничные  дни  2 раза в день по 10-15 минут.

Будьте внимательны к своему ребенку!

2. Правила работы в тетради взаимодействия учителя-логопеда и родителей:

·       Индивидуальная тетрадь с рекомендациями выдаётся домой поэтапно, каждому ребенку в разное время по мере постановки звука.

·       Предложенные задания ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 1-2 раза в день.

·       Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.

·         На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему

упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

·       Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

·       Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.

·       Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

·       Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен, и вводится в речь), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

·       Пусть выполнение заданий станет игрою для ребёнка.

·       Приучайте ребёнка бережно относиться к тетради. 

           Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.


Что такое ПМПК? Как подготовиться к ПМПК?

Информация для родителей

Информация о ПМПК. Запись на прием. 


КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Игры на формирование слоговой структуры слова

Су-Джок терапия

Организация работы дома

Игры по дороге в детский сад

Зачем обращаться к неврологу


Готовность ребенка к школе

В сознании многих родителей до сих пор готовность к школе – это умение считать, читать, писать. Но вот мнение психологов на этот счет несколько отличается от обыденных представлений.

 «Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А.

 

Готовность ребенка к обучению в школе – это своеобразный итог развития всего периода дошкольного детства, это основа успешного обучения в школе.

Поступление в школу можно считать переломным моментом в жизни ребенка и важным этапом формирования его личности. С переходом к обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста, во многом изменяется образ жизни ребенка и его родителей, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, перед ребенком стоят новые задачи, складываются новые формы деятельности. Учебная деятельность приходит на смену игре и теперь становится ведущим видом деятельности.

Для успешного «существования» ребенка в школе необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития.

https://docs.google.com/presentation/d/1HaSLeQoNPSdOop0XWtJ7OJxMHuLFgJZm/edit#slide=id.p1

Важно помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть выражен в разной степени. Все-таки тут все индивидуально.

Психологическая готовность к школе

Что должен знать будущий первоклассник

Советы родителям

Вопросы и ответы


                          Консультация учителя-логопеда 
                                "Развитие связной речи"

 Дорогие родители! Сегодня мы с вами затронем такой важный аспект в жизни дошкольника, как связная речь.  Формирование связной речи – актуальная задача, т.к. многие дети не способны сами освоить этот нелёгкий процесс.   

Наверняка, вы замечали, что от ребенка очень сложно добиться связного рассказа, например о том, что он видел или делал на экскурсии, парке, да и просто в садике. Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствует, либо развивается с большими отставанием.

Действительно, благодаря связной речи мы доступно изъясняемся, доводим нашу мысль до конца и ясно её выражаем. Но не все ребятишки в совершенстве владеют этим навыком, как мы с вами. Вовремя  сформированные навыки связного высказывания – это залог высокой успеваемости в школе, а значит положительных эмоций и удовольствия от обучения.

Но для начала давайте поподробнее разберемся, что же такое «связная речь». «Связная речь, - подчеркивал Ф. А. Сохин, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». 

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. 

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Но обе формы объединяет единая природа происхождения: потребность людей общаться друг с другом.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Так как же формировать связную речь? Как мотивировать ребенка заговорить и рассказать о чем либо? Сразу скажу, что в этом случае, нудные каждодневные занятия не для нас! Лучше всего развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком или  в творческих играх.

Дети данного возраста  уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им следующее ненавязчивые задания:

Каждодневные будни не влекут ничего нового! А что если предложить ребенку представить и отправиться в путешествие? Для начала определите, что вам понадобится, на чем поедете , где остановитесь и на что будете обращать внимание? После можно открыть карту с панорамой выбранного вами места и… рассматривать, делиться впечатлениями.  А может быть, вы захотите сфотографироваться вон  с той прекрасной статуей, или заглянуть в кафе мороженого за углом?  Почему бы и нет? Пусть ваш ребенок  описывает, додумывает, фантазирует.

Вы прекрасно знаете, что в этом возрасте ребятишки очень любят мультфильмы. Предложите ребенку вспомнить  недавно просмотренный мультик, или расспросите ребенка про его любимый мультфильм, попросите его рассказать кем были главные герои и чем он закончился. 

Можно петь хорошо знакомые песенки и заменять в них слова на другие, немного повеселимся. Уверяю, вашим деткам понравится такой вид работы, вот уж где полет детской  фантазии не знает границ!

Хорошо если вы подберете сюжетные картинки и вместе с ребенком рассмотрите их, сначала с наводящими вопросами, а после, постепенно сводя их на нет, пускай ребенок сам рассказывает всё, что видит.

Заучивайте с ребенком интересные  и небольшие стишки. Пускай ребенок попытается  их читать с разной интонацией и силой голоса. Например: пускай этот стишок расскажет лисичка, а потом косолапый мишка.

Не только спрашивайте с ребенка, но и рассказывайте ему интересные истории из вашей жизни, из вашего детства, например,  кем вы хотели стать, о чем мечтали.

Чтобы ваш ребенок в соответствии овладел связной речью, предлагаю вашему вниманию следующие игры: 

https://docs.google.com/document/d/1gXUAu7nKe_jcfOIKkVSSxddAbGUUzcXO/edit

                    
Консультация учителя-логопеда 
«Речевое развитие соматически ослабленных детей» 

Дошкольный возраст является особо значимым  периодом в  развитии речи. В связи с этим изучение факторов и условий, определяющих речевое  развитие ребенка дошкольного возраста, является весьма необходимым аспектом современных исследований. Ведущую роль в развитии речевой функции имеет состояние  соматического статуса ребенка,  его здоровья в целом.

В последнее время повсеместно отмечается рост детской заболеваемости, по данным Минздрава РФ, заболеваемость детей всех возрастных групп за последние пять лет значительно возросла.

Рассматривая часто встречающиеся заболевания детей дошкольного возраста и их влияние на речевую деятельность, можно выделить следующие варианты:

- во-первых, это дети, имеющие патологии нервной системы, обусловленные асфиксией, родовой травмой, внутричерепными кровоизлияниями, недоношенностью плода и т.д. В этих случаях наблюдается гибель нервных клеток в речевых зонах головного мозга. Такое воздействие ведет за собой нарушения речи коркового генеза (алалия, дизартрия, заикание, мутизм и др.);

- вторая категория - дети с хроническими очагами инфекций, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, аллергическими проявлениями, обострениями хронических  заболеваний.

Как известно, при оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений ее функций  даже при воздействии незначительных факторов. Поэтому, даже общая ослабленность ребенка, связанная с инфекционным заболеванием в один из этих периодов может неблагоприятно отразиться на его речевом развитии.

Специалистам известно, что чаще всего болеют простудами и гриппом дети с недолеченными ринитами, фарингитами, с постоянно увеличенными миндалинами, с гнойными "пробками". Такие медленно "тлеющие" инфекции приводят к отравлению организма, его хронической интоксикации. Токсические вещества ослабляют иммунную систему ребенка и не дают ей эффективно сопротивляться болезни.

Особое место среди огромного ряда занимают заболевания ЛОР-органов у детей в частности, часто встречающиеся в наше время аденоиды, которые приводят к нарушению носового дыхания, обильному выделению слизистого секрета, заполняющего носовые ходы и стекающего в носоглотку, хроническому воспалению слизистой оболочки носа. Из-за затрудненного носового дыхания дети постоянно находятся с открытым ртом, сон часто бывает беспокойным и сопровождается громким храпом; дети встают вялыми, апатичными. У дошкольников часто снижается память и внимание. Аденоиды, закрывая глоточные отверстия слуховых труб, могут вызвать снижение слуха, иногда значительное. Искажается речь, голос теряет звучность и принимает гнусавый оттенок, нарушается фонематическое восприятие, страдает звукопроизносительная система речи.

Задержка развития речи может быть вызвана более или менее тяжелым поражением слуха ребенка по причине частых проявлений отитов в дошкольном возрасте. Ребенок, который плохо слышит и, следовательно, плохо понимает речь окружающих его людей, практически всегда имеет те или иные нарушения в звуко- и слово- произношении, с трудом учится пользоваться собственной речью. Поэтому при любой форме нарушения развития речи у ребенка родителям необходимо обратиться к специалистам, чтобы исключить нарушения слуха и речи или своевременно заняться их излечением;

в-третьих, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиоз) в разные возрастные периоды дошкольного детства. В результате искривления позвоночника нарушается венозный отток крови к различным системам организма в том числе и головному мозгу, нарушается питание центральной нервной системы. Что в обязательном порядке отражается на речевой деятельности: в таких случаях могут проявляться нарушения тонуса артикуляционного аппарата, искажения в произношении различных звуков, недостаток развития лексико-грамматической стороны речи, и другие нарушения, зависящие от степени поражения нервной системы и его влияния на речевые зоны головного мозга.

По наблюдениям речь детей, страдающих частыми соматическими заболеваниями, отличается несформированностью произносительных навыков, нарушением слоговой структуры, недостаточной сформированностью фонематического слуха, бедностью словаря, ограниченностью речевого высказывания. Кроме того, факты из практики учителей-логопедов показывают, что речь соматически ослабленного ребёнка сложнее и дольше поддаётся коррекции. В итоге речь часто болеющих детей (к концу дошкольного возраста) в целом лексически и грамматически оформлена, но присутствуют ошибки звукопроизношения, связная речь часто непоследовательна, нелогична, хотя и эмоционально выразительна.

Таким образом, остро возникает необходимость комплексного медико-психолого-педагогического воздействия в целях профилактики детских болезней и формирования здоровья детей.

Рекомендации родителям:

- Если ребенок все же стал часто болеть, рекомендуется обследование у педиатра, эндокринолога, иммунолога.

- Старайтесь не "запускать" заболевания у малыша, не бросайте лечение на половине, не пользуйтесь непроверенными методами лечения и советами подруг, обращайтесь к специалистам.

- Регулярно давайте ребенку витамины, закаливайте его, приучайте к здоровому образу жизни.

- Контролируйте досуг вашего ребенка: ограничьте просмотр телепередач, компьютерные

игры.

- Больше двигайтесь и проводите время семьей на свежем воздухе.

- Помните, здоровое питание в семье – залог сохранения здоровья ребенка.



Комментариев нет:

Отправить комментарий